Дум-метал.
Дум-ме́тал (англ. doom metal, от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — музыкальное направление, подстиль метала. Основателями дум-метала традиционно считается английская группа Black Sabbath (они же считаются и одними из основателей метала вообще). В развитии дума важную роль также сыграла группа Candlemass.
Дум-метал в целом характеризуется тяжёлой и мрачной атмосферой и соответствующими текстами песен. Часто встречающимися темами в дум-метале являются тьма, отчаяние, меланхолия, смерть, потеря близких, несчастная любовь...
Дум-метал также разделяется на несколько поджанров. Из наиболее известных кроме т. н. «традиционного дум-метала» можно назвать атмосферный дум, фьюнерал-дум, дроун-дум, дарк-метал, а также комбинации различных направлений (такие, как блэк/дум или дэт/дум).
Из музыкальных проектов данного направления в России наиболее известны Paradise Lost, Anathema, My Dying Bride, The 3rd And The Mortal, а также Black Sabbath, Candlemass.
История дум-метала
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение стиля (70-е годы), пик активности (80-е годы) и «вторая волна» дум-метала (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master Of Reality», «Vol. 4», «Sabbath Bloody Sabbath», «Sabotage» — считаются классикой прото-дума.
Из современников Black Sabbath к основателям стиля можно отнести также группу Pentagram, совпавшую с Black Sabbath в формировании нового звучания.
Вслед за первооткрывателями в 1980-х гг. появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и Candlemass.
90-е годы ознаменованы появлением новых направлений дум-метала. Музыканты открывают новое звучание — например, дэт/дум (Evoken, Winter, Thergothon, Disembowelment), дроун-дум (Earth, Sunn O)))), фьюнерал-дум (Funeral, Skepticism, Shape Of Despair, Esoteric). В этот период весьма заметной стала тенденция привлечения в дум-метал элементов из более экстремальных направлений метала. Например, My Dying Bride и Anathema использовали гроулинг в своих композициях. Группы My Dying Bride, Anathema и Paradise Lost были наиболее известными и назывались «Большая дум-троица».[Источник?]
При всем многообразии своих проявлений, Doom описывается тремя основными признаками:
Инертность - как правило, редкие, но массивные ударные, вязкие низкочастотные риффы и своеобразные тягучие, медленно затухающие соло;
Медлительность - одна из типичных характеристик. Тем не менее, в отдельных композициях встречаются неожиданные проявления скорости и агрессии. Они подобны смерчу после затишья или тем эмоциональным всплескам, что испытывает человек, находившийся долгое время в подавленном состоянии. Но это лишь редкие просветы в бездонном океане меланхолии и скорби…
Депрессивность - та атмосфера, ради которой сочиняется лирика и музыка, ради которой настраивается техника и ведется кропотливая работа в студии. При более подробном рассмотрении можно выделить следующие, более конкретные признаки:
Ритм. Обычно ритм крайне низкий - в районе 10-12 ударов в минуту. Однако, немало представителей жанра играют и более быстро, вплоть до 30 ударов в минуту (например, Disembowelment); Следствием низкого ритма является большой хронометраж песен. Средняя продолжительность песни - от 6 до 9 минут, у некоторых групп - 12-14. В funeral doom длина песен может достигать 20 минут и более;
Вокал. Обычно в дум-метале используется гроулинг, часто очень низкий и сильно искаженный. Однако, бывают исключения, например, оперный вокал у Candlemass или чистый вокал у My Dying Bride; Характерные тягучие соло-партии; Общая атмосфера мрака и безысходности;
Лирика в песнях приемущественно посвященна смерти, одиночеству, депрессии, отчаянию; В конце девяностых классическое звучание многих дум-металлических команд стало более лёгким, наметилась тенденция к экспериментам в музыке, выходящим за границы стиля.
Соотношение дума и готик-метала Многие путают дум-метал и готику. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-акты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой. В 80-ые гг. готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim и Bauhaus.
Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом - это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той легкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием с готовностью запихивают в рамки готик-метала. Г
отик-метал описывает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону метала, в нем зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый метал в стиле «красавица и чудовище»). В целом готик-команды не имеют ничего общего с дум-металом за исключением, пожалуй, романтичности и меланхолии.
Содержание лирики Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств вроде безнадежности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях - их воздействие на человеческое воображение), иногда - ультра-пессимистические песни о войне. В настоящее время дум-метал сильно не изменился.
Он по-прежнему сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т.п. Тексты о религии тоже можно рассматривать в качестве потенциального источника поэтического вдохновения, но они даются лишь в качестве шумового сопровождения музыки.
Иностранные языки - латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский - приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание причудливый художественный оттенок. Не следует путать лирику в думе с блэковой. Религиозные идеи могут служить основой для лирики некоторых команд, но обычно обращение к богу или другому божеству является символичным и не должно восприниматься буквально.
Разновидности дум-метала Пройдя несколько стадий роста и прогресса за время своего существования, сейчас дум-метал принимает множество форм. Одна из них - ультра-медленная и в той или иной степени ориентированная исключительно на чувство ненависти (примеры - Esoteric и Unholy). Существует и более романтическая, хотя и с очень тяжёлым саундом форма, используемая известными дэт-думовыми командами (классический пример - My Dying Bride).
Такие группы, как Left Hand Solution и Katatonia (ранние работы) представляют минималистическую и мрачную грань дума. Разумеется, более атмосферные и мечтательные звуки раннего The 3rd and the Mortal и похоронный дум (Funeral Doom) групп Skepticism и Shape of Despair, как и груви (groovy) стоунер-дум-команд (Cathedral и Electric Wizard) также принадлежат множеству подстилей дума. И не будем забывать про традиционный дум-метал, который играют такие группы, как Saint Vitus, Candlemass и т.д.
Еще можно упомянуть про самые различные вокальные стили в думе - от чистых мужского и женского до классического женского сопрано, дэт-гроулинга и блэк-скриминга, а также все промежуточные формы. А ведь ещё нужно принять во внимание и множество используемых музыкальных инструментов. Помимо обычных - гитары, баса и ударных - в думе используются самые разнообразные классические инструменты: скрипка, виолончель, контрабас, труба, арфа и т.д.
Traditional doom Медленный, основанный на риффах «гнетущий» метал, появившийся под влиянием как Black Sabbath, так и NWOBHM (новой волны британского хэви-метала). Типичные представители: Saint Vitus, Pentagram, Candlemass, Solitude Aeturnus, Reverend Bizarre. В истории развития традиционного doom было четыре «волны»: первая возникла при помощи основателей стиля doom вообще - Black Sabbath и Pentagram; вторая была в середине 80-х, главным образом с появлением работ групп Saint Vitus и Candlemass; третья - после успеха дебютного альбома Cathedral «Forest of Equilibrium»; четвертая волна возникла недавно с появлением работ группы Reverend Bizarre.
Epic doom В целом, epic doom то же самое, что и традиционный doom, но с сильным влиянием средневековья и/или фэнтези в лирике. Также вокал намного более повествовательный, эпический и даже в некотором смысле театральный. Корни epic doom можно увидеть во многих традиционных металических группах, таких как Manowar и Iron Maiden, плюс попытка воссоздать концепцию pre-doom (proto-doom) групп вроде Black Sabbath. Самые известные epic doom группы – Candlemass и Solitude Aeturnus. Многие группы, играющие в этом стиле, образовались в Вест-Йоркшире, области Англии, в середине/конце 90-х, как, например, Solstice.
Death/doom Смешение doom metal со многими элементами death metal, самый заметные из которых - гроулинг-вокал и более жёсткая ритм-секция (т. е. ударные + бас. Типичные представители: Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, My Dying Bride, ранние Anathema (до альбома «Eternity»), ранние Katatonia (до альбома «Discouraged Ones»), Swallow the Sun, Mourning Beloveth, Saturnus.
Funeral doom Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из doom metal и замедлили его до предела; основной акцент делается на атмосфере отчаяния и опустошенности. Этот стиль можно рассматривать как некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента. В итоге получается искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное.
В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он менее фоновый, чем в других стилях, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Первооткрывателями стиля являются Thergothon и Funeral, а позднее также Skepticism. Современные представители стиля - Mournful Congregation, Shape of Despair, Until Death Overtakes Me, Nortt, Pantheist, Hierophant, Stabat Mater).
Drone doom Также известный как drone metal, drone doom даже более минималистичный и труднодоступный для понимания стиль, чем funeral doom. Музыка обычно с сильным влиянием таких стилей как noise и ambient, как правило, состоит из заниженных дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами. Композиции в стиле drone doom обычно длинные – типичный трэк длится от десяти до тридцати минут, а некоторые альбомы состоят вообще из единственного трэка.
Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и таинственные темы тоже нередки. Новатора Стивена О’Молли, на которого сильное влияние оказала группа Earth и который был вовлечен в такие плодотворные проекты как Burning Witch и Sunn, можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn и их предшественница Earth считаются двумя самыми значимыми группами в этом стиле.
Stoner doom Смешение doom metal и stoner rock. Пример: (поздние) Cathedral, Sleep, High on Fire, Electric Wizard. Чтобы описать свой стиль музыки, австралийская doom/stoner группа Pod People придумала термин «stoom» (составное из «stoner» и «doom»).
Sludge doom Объединив в себе плотное риффовое звучание stoner doom с сырой мощью и пронзительным вокалом хардкора, sludge стоит особняком от традиционного doom metal. Несмотря на то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в stoner rock), им не присущ стонер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм. Типичный пример: Eyehategod и Crowbar.
Avantgarde Doom К avantgarde doom причисляют неопределенные по стилю, необычные и уникальные doom группы с примесью экспериментаторства: In The Woods (альбом Omnio), Aarni, Dolorian…
|